С 21 по 23 марта 2023 года в Центре современного искусства в городе Мурманске состоялась деловая программа Шестого Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон», организованная при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и Правительства Чукотки.
Серия круглых столов, посвященных актуальным вопросам развития культуры, искусства, современного кинематографа и креативных индустрий в арктических регионах прошла в гибридном формате. Онлайн трансляция мероприятий велась в социальной сети ВКонтакте в официальной группе фестиваля -
https://vk.com/goldenravenfest и собрала более 500 000 просмотров.
В работе 8 круглых столов приняли участие более 60 федеральных и региональных спикеров – представители кинопроизводства и кинопроката, культуры и искусства, представители киновузов и киношкол, медиаменеджеры и общественные деятели, а также представители региональных властей.
В качестве спикеров круглого стола выступили представили не только арктических регионов, но и федеральные гости, а также специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Урала и Сибири. В мероприятиях деловой программы приняли участие генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, GR-директор АНО «Институт развития интернета» Евгения Данильченко, художественный руководитель АМКФ «Золотой ворон» Филипп Абрютин, руководитель продюсерского центра «Северных характер» Светлана Солдатова, а также генеральный директор компании «НМГ Студия», генеральный продюсер компании «Арт Пикчерс Вижн» Дмитрий Табарчук, продюсер АМКФ «Золотой ворон» Оксана Лахно, креативный продюсер Свердловской киностудии Евгений Григорьев, генеральный директор Продюсерский центр «ВГИК-Дебют» Федор Попов, а также режиссеры и продюсеры Владимир Головнев, Владимир Кривов, Иван Болотников, Иван Соснин, Анатолий Конычев и многие другие.
По словам организаторов, тематика круглых столов была выбрана неслучайно и охватывает все сферы культурного развития арктических регионов.
Филипп Абрютин, художественный руководитель АМКФ «Золотой ворон»: «Мы у себя на Золотом вороне сформулировали правило трех «ч»: Чукотка, человек и чувства. Ключевым параметром является человек, потому что когда мы работаем над фестивалем и его развитием, всегда пытаемся представить человека, которого коснется наш фестиваль». Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив предложил в качестве четвертого «ч» для девиза деловой программы и самого фестиваля использовать слово «чудо», поскольку работать и творить в условиях Арктики – крайне сложная задача.
Основные темы и итоги круглых столов деловой программы кинофестиваля представлены ниже.
Круглый стол «Поддержка развития креативных индустрий на Арктических территориях».
Деловая программа стартовала с обсуждения развития креативных индустрий на Арктических территориях. Своим видением вопроса с участниками и зрителями круглого стола поделился генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. Он рассказал о завершившейся накануне заявочной кампании второго грантового конкурса 2023 года, а также подвел итоги по активности арктических регионов за все время проведения конкурсных процедур, организованных Фондом. По его словам, по итогам 8 конкурсов из регионов арктической зоны было подано 2550 заявок, из них поддержку получило 257 проектов на общую сумму более 431 млн рублей. Многие проекты направлены на развитие территорииая43, привлечение к ней внимания, т.к. это очень интересная с точки зрения туризма зона. В последней проведенной заявочной компании направление «Креативные индустрии» вырвалось вперед.
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив: «Люди наконец поняли и стали себя ассоциировать с креативными индустриями. Этот процесс достаточно сложно шел и теперь представители разных направлений культуры и искусства стали себя с ней ассоциировать».
Тему развития креативных индустрий на Чукотке продолжил художественный руководитель кинофестиваля «Золотой ворон» Филипп Абрютин. Он анонсировал расширение кинофестиваля в 2024 году до большого культурного форума, включающего в себя мероприятия не только киносферы, но и других направлений искусства.
Филипп Абрютин, художественный руководитель АМКФ «Золотой ворон»: «Кинофестиваль становится одним из направлений, добавляются треки, связанные с культурой, литературой, творчеством, спортом, гастрономическими традициями народов Севера. Будет масштабное мероприятие, которое объединит людей».
О росте интереса к арктическим регионам рассказала и
Евгения Данильченко, GR-директор АНО «Институт развития интернета»:
«На данный момент у АНО «Институт развития интернета» порядка 10 проектов, которые так или иначе затрагивают тему Арктики. Это разножанровые проекты: начиная от лонгридов, а также блогерские проекты, документальные фильмы, посвященные истории и развитию территорий».
Одним из таких крупных проектов, реализующихся на территории российской Арктики при поддержке АНО «ИРИ», является сериал «Челюскин. Первые», о котором рассказал
продюсер сериала, генеральный директор компании «НМГ Студия», генеральный продюсер компании «Арт Пикчерс Вижн» Дмитрий Табарчук:
«Мы хотим рассказать историю о том как люди смогли выжить несмотря на все сложности, среди ледовых торосов, находясь вдалеке от материка и как проводилась спасательная операция. Мне кажется, сейчас как никогда важно помнить наши корни, плюс, идет активное освоение арктических земель, активно развивается Северный морской путь и нам показалось, что рассказать эту историю будет правильно и интересно».
Разговор спикеров в студии получился открытым и плодотворным. Итоги в рамках первой дискуссии подвел
Филипп Абрютин:
«Арктика - это наша территория, Северный морской путь – это наше достояние, мы должны развивать его не только с точки зрения логистической доступности, транспортной инфраструктуры, но и укреплять образ сильных людей, которые являются основой развития нашего государства, нашего будущего, которые работают в Арктике».
Видеоверсию круглого стола «Поддержка развития креативных индустрий на арктических территориях» можно посмотреть по
ссылке.
Круглый стол «Феномен национального кино».
Первый день деловой программы продолжился дискуссией на тему «Феномен национального кино». На примере хорошо всем известного «бума» якутского кинематографа участники попытались разобраться в составляющих, необходимых для активизации кинематографа других народов России.
Михаил Лукачевский, режиссер якутского фильма «Вертолет» подчеркнул важность образования для дальнейшего создания успешного кино в регионах:
«Многие успешные якутские авторы – выпускники столичных киновузов, вернулись в регион, чтобы создавать фильмы на малой Родине».
Важность региональной и государственной поддержки местных кинопроизводителей и достойного «заразительного» примера творчества внутри региона выразил
Михаил Кулунаков, режиссер фильма «Тропа»:
«Мы «Тропу» и сделали, чтобы появилась мотивация у других ребят, появилась мотивация у местной власти, т.к. у нас основной вектор развития в регионе — это туризм, и считается, что кино – это не интересно. Нам необходимо было создать какой-то прецедент, снять полнометражный фильм».
Михаил также подчеркнул, что развитию кино на Алтае способствует приезд в регион специалистов из других городов, в частности из Москвы, что позволяет сформировать штат местных кинематографистов для съемок.
О зрительском интересе как одном из факторов развития национального кино рассказал
Филипп Абрютин, режиссер фильма «Трагедия в бухте Роджерс»:
«В Якутии не было бы такого «бума» кино, если бы зритель не ходил в кинотеатры; главное, чтобы зритель хотел видеть региональные национальные фильмы».
Также гости студии обсудили сотрудничество национальных авторов и столичных киностудий в связи с все больше проявляющимся интересом последних к уникальным историям с национальным колоритом. О примере такого взаимодействия рассказала
продюсер Оксана Лахно, представив якутский кассовый хит 2022 года –
спортивную драму «Джулур: мас-рестлинг», созданную якутскими авторами при поддержке московского продюсерского центра «Молодежные инициативы» и Министерства культуры РФ.
В рамках дискуссии участники пришли к выводу, что активизация национального кино связана в первую очередь с желанием проявить свою самоидентификацию, рассказать о себе другим, популяризировать язык, культуру и традиции, что обогащает культуру не только нашей страны, но и всего мира.
Видеоверсию круглого стола «Феномен национального кино» можно посмотреть по
ссылке.
Круглый стол «Кино как двигатель развития арктических территорий».
Второй день трека деловой программы начался с обсуждения темы поддержки региональными властями проектов сферы кино и искусства, опыта создания кинокомиссий в арктических регионах и влияния кинематографа на социокультурное развитие территорий.
Итогами развития культурных проектов в сфере кино на Чукотке поделились
представители Управления культуры, искусства и народного творчества Департамента культуры, спорта и туризма Чукотского автономного округа Никита Подгорбунских и Мария Садовская:
«Благодаря кинофестивалю, благодаря проектной деятельности, поддержке киносъемочных групп, благодаря кинолабораториям у нас охвачены все муниципальные поселения, муниципальные образования. Прошлый год стал прорывом для кинолаборатории, благодаря кинолаборатории, которая из года в год помогала формировать сознание молодежи, у нас три человека поступили в ВУЗы по специальностям, непосредственно связанным с киноиндустрией».
Традиционно местом культурного притяжения жителей на территориях является кинотеатр. Об опыте работы со зрителем поделились специалисты кинопрокатных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) и Сахалинской области. Наряду со специальными показами, показы и мероприятия в рамках фестивальных движений являются одними из ключевых культурных событий региона и позволяют активизировать жизнь не только местных сообществ, но и привлечь в регион туристические потоки.
О важности развития фестивального движения на примере фестиваля на Чукотке рассказал
художественный руководитель АМКФ «Золотой ворон» Филипп Абрютин:
«Наш фестиваль привлекает и кинематографистов для того, чтобы поучаствовать в нем, и посмотреть локации, потому что край действительно уникальный! И туристы к нам начинают приезжать, это то, о чем мы всегда мечтали, чтобы кинофестиваль и чукотское кино были двигателем развития не только регионального, но и федерального туризма».
Видеоверсию круглого стола «Кино как двигатель развития арктических территорий» можно посмотреть по
ссылке.
Круглый стол «Перспективы развития кинотуризма на арктических территориях».
Тема влияния киноиндустрии на туристическую привлекательность регионов продолжилась в рамках еще одного круглого стола. Могут ли съемки в регионах оказать влияние на туристическую привлекательность местности и какие факторы необходимо учесть, чтобы использование территории в туристических целях было экологичным как для туристов, так и для местных жителей?
О влиянии искусства на туристическую привлекательность обратил внимание директор по стратегии
АО «Корпорация Туризм.РФ» Тимофей Кононенко:
«Туризм, естественно, является той отраслью, где решения клиента о покупке того или иного туристического продукта, во многом связано с эмоциональными порывами. И в связи с этим роль произведений искусства, будь это фильм или литература, очень велика».
Также обсуждался вопрос развития кинотуризма не только в части привлечения аудитории, но и активизации киносъемочного процесса.
Продюсер Анастасия Романова поделилась опытом развития и популяризации кинолокации - кинопарка «Тобол», организованного на месте съемочной площадки одноименного фильма.
Об опыте работы с киногруппами также говорила руководитель
АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова:
«Мы проводим специальные локейшн-туры для больших киностудий, кинопродюсеров с 2017 года и очень мало идей комедий. Арктика, наша Мурманская область не дает таких идей - комедийных позитивных фильмов, в основном это социальные драмы, поскольку именно наша территория, наши ландшафты дают возможность проявиться характерам».
Также гости круглого стола обсуждали возможности взаимодействия между бизнесом, властью и кинематографистами для создания комфортного туристического кинопространства.
Видеоверсию круглого стола «Перспективы развития кинотуризма на арктических территориях» можно посмотреть по
ссылке.
Круглый стол «Молодое кино Севера: вопросы образования».
Традиционным вопросом в рамках обсуждения кинопроизводства стала тема воспитания молодых кадров, которая стоит особенно остро на отделенных арктически территориях. В ходе дискуссии участники поделились опытом организации обучения кинопроизводителей в различных форматах: от отдельных лекций и мастер-классов до курсов переподготовки в рамках дополнительного образования. Также был обсужден портрет «среднестатистического киностудента» в регионах. Своим видением ситуации поделились специалисты, проводящие обучение киноспециалистов на территории Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Чукотки, Мурманска, а также их выпускники.
Екатерина Самарина, руководитель департамента образовательной деятельности Свердловской киностудии: «Буквально сейчас у нас проходят собеседования на третий поток школы кино, и это возраст от 18 до 69 лет. Естественно, это и мальчики, и девочки, естественно здесь очень широкий спектр их первоначального образования с которым они к нам приходят. Мы уже выпустили около 150 человек по 9 специальностям на данный момент и самый главный итог для меня, что около 30 процентов из них уже заняты в киноиндустрии». Екатерина Сазонова, декан факультета дополнительного образования СПбГИ КиТ: «В основном к нам приходят 2 группы студентов: 1я группа – люди, которым в детстве не дали быть режиссером, актером, сценаристом, оператором и т.д. Они выучились на другие профессии и приходят осуществлять свою детскую мечту. 2я группа - которые все знают и умеют в кино, но они столкнулись с профессиональным кризисом. Они приходят за дополнительными знаниями, чтобы найти профессиональное сообщество, освоить фундаментальные знания, научиться у мастеров их видению».
Спикеры подчеркнули, что важным итогом обучения любого формата (отдельные мастер-классы, серии лекций, практические кинолаборатории или полноценное высшее образование) является востребованность и практическая реализация специалиста в киноиндустрии.
Никита Березняков, режиссёр, выпускник Кинолаборатории кинофестиваля «Золотой ворон»:
«Когда преподаватели на всех твоих путях помогают, рассказывают, как это делать и ты с такими же ребятами, которые ничего не понимают, они первый раз вообще ступили на этот путь, они экспериментируют, пробуют, придумывают, не понимая, что будет дальше, — это, конечно, дорогого стоит. Это такой опыт, который не отнять, и он с тобой на всю жизнь».
Гости круглого стола также затронули тему важности обратной связи от аудитории, чтобы процесс обучения был современным, актуальным и соответствовал запросу будущих региональных кинематографистов.
Оксана Лахно, продюсер Кинолаборатории кинофестиваля «Золотой ворон»:
«Мы всегда пытаемся услышать, что хочет креативная молодежь региона. В этом году мы хотим внести изменения: наша кинолаборатория будет направлена не только на съемки фильмов. Хочется выйти за рамки съемок, хочется выйти на сцену, хочется уделить внимание работе режиссера с актерами, сценическому движению, постановке этюдов, спектаклей и т.п.».
Оксана Лахно также обратила внимание на «зрительский вопрос», поскольку важной составляющей для любого кинематографиста становится его аудитория, встреча молодых авторов и презентация их фильмов зрителям, получение обратная связи от аудитории и популяризация своих земляков-кинематографистов.
Участники отметили положительную роль наставничества в рамках работы производственных департаментов и опыт участия начинающих кинопроизводителей в крупных проектах под руководством опытных коллег, что позволяет первым войти в мир киносообщества.
Видеоверсию круглого стола «Молодое кино Севера: вопросы образования» можно посмотреть по
ссылке.
Круглый стол «Актуальные проблемы регионального кинопроизводства».
Третий день деловой программы открыли вопросы, связанные с кинопроизводством на территориях арктических регионов. Как и в рамках круглого стола, посвященного вопросам образования, спикеры обращали внимание на важность получения профессионального образования, а также развития коммуникативных навыков и наращивания профессиональных связей.
Режиссер и креативный продюсер Свердловской киностудии Евгений Григорьев отметил важность исследования родного края для создания успешной истории:
«Вот я благодаря программе «Времечко» почти пешком прошел всю Свердловскую область. Я везде был, и везде был с какой-то задачей».
Разговор получился не только о проблемах, но и о возможностях регионов. Одним из способов заявить о себе и привлечь внимание к собственному региональному проекту является работа с региональным бизнесом и брендами. Таким опытом работы поделился екатеринбургский
режиссер Иван Соснин, чья деятельность в столице Свердловской области началась именно с создания коммерческой рекламы.
Режиссер Владимир Головнёв, имеющий опыт съемок на отдаленных от центра территориях, подчеркнул важность поощрения энтузиазма в становлении региональных кинематографистов:
«Я очень хорошо запомнил Тульскую область и поселок Теплое, где замечательный киномеханик Саша снимал свой сериал и продолжает снимать, я уже упомянул Ханты-Мансийский округ, таёжная территория, Север, и там живет огромное количество собственных видеомейкеров, которые продолжают снимать разные истории, связанные с их жизнью».
Спикеры также подняли вопрос технологического оснащения регионов (кинокамеры, осветительное оборудование, звукозаписывающее оборудование), необходимых для создания на первоначальном этапе короткометражных картин.
Руководитель архангельского отделения союза кинематографистов России Анатолий Конычев также обратил внимание на проблему оттока кадров в более благоприятные для кинопроизводства регионы и подчеркнул важность трудоустройства молодежи после получения ими образования:
«Мы сейчас наращиваем потенциал команды и не только учим, но и даем им возможность зарабатывать на различных проектах как коммерческих, так и некоммерческих».
Видеоверсию круглого стола «Актуальные проблемы регионального кинопроизводства» можно посмотреть по
ссылке.
Круглый стол «Кинематографисты на пути к своему зрителю».
Кино теряет смысл без зрителя. Как и где кинематографисту найти свою аудиторию – еще один сложный вопрос, поставленный в рамках деловой программы АМКФ «Золотой ворон». Традиционной острой для обсуждения темой между создателями и прокатчиками стал вопрос о влиянии Голливуда на интерес российского зрителя к отечественному кино и активизации деятельности кинотеатров в части работы со своим зрителем.
Федор Попов, продюсер, Продюсерский центр «ВГИК-Дебют»:
«Мы же сами в этом виноваты, потому что мы не развивали свою киноиндустрию, мы не развивали свое производство, мы не регулировали отношения в области кинопоказа. Учитывая, что фильмы не создаются за 1 день, для фильма нужен год, полтора-два. Я уверен, что через год-полтора-два все будет намного лучше, чем сейчас у кинотеатров».
Вопрос доступности картин для зрителя также обсуждался среди кинопроизводителей. Картины, не имеющие должного маркетинга, созданные небольшими региональными кинокомпаниями, зачастую даже не доходят до массового зрителя.
Федор Попов подчеркнул, что одним из решений ситуации как для кинотеатров, так и для производителей видит регулирование экранного времени для картин:
«Надо регулировать, чтобы не было 40 процентов экранов у одной картины, надо регулировать так, чтобы дебютные, авторские социально-значимые, артхаусные фильмы тоже попадали к зрителю».
Помимо традиционных кинотеатральных показов спикеры обсудили вопросы презентации современного российского кино на ключевых российских онлайн площадках.
Опыт фестивальных показов также не остался в стороне. Здесь зрителю открывается зачастую недоступные для массовой аудитории премьеры, возможности личного общения с авторами.
Александр Соломонов, программный директор Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон»:
«Я абсолютно согласен, что фестивали на сегодняшний день - очень важные площадки, через которые кино доходит до зрителя. И, наверное, для авторского кино - это важнейшая площадка. Ведь на большинстве фестивалей показы бесплатные, а это значит, что у зрителей максимально большие возможности прийти и посмотреть фильмы».
Видеоверсию круглого стола «Кинематографисты на пути к своему зрителю» можно посмотреть по
ссылке.
Круглый стол «Сохранение языков народов Севера в кинематографе».
Финальная дискуссия в рамках трека деловой программы Шестого АМКФ «Золотой ворон» была посвящена вопросам сохранения языков коренных народов Севера.
В ходе дискуссии спикеры обсудили проблемы сохранения и передачи языковой традиции молодому поколению, актуальные формы использования языка в различных направлениях культуры и искусства. Говоря о сохранении языка через визуальные образы, эксперты обратились к опыту советского кинопрошлого, а также отметили российские фильмы, в которых звучат языки северных народов.
Светлана Леонидовна Чернышова, Председатель Ассоциации преподавателей родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: «Сейчас российский кинематограф постепенно отходит от тематики 90-х годов. В нем все больше создаются исторические картины, отсылающие зрителя к важным историко-культурным событиям нашего государства. Среди современных российских фильмов, где можно услышать язык коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока следует отметить фильм режиссера Владимира Тумаева «Белый ягель», в нем звучит ненецкий язык, саамский язык звучит в фильме Александра Рогожкина «Кукушка»».
Важной составляющей для успешности картины у зрителя, в том числе коренного населения, эксперты отметили достоверность повествования и бережное отношение к культурной традиции народов.
Вопрос сохранения языковых традиций коснулся не только кинорепрезентации, но и других форм сохранения и передачи культурного кода. Например, через создание литературных произведений и изучение языка посредством наставничества, проведение специальных курсов по его изучению.
Виктория Кавры, председатель Региональной общественной организации любителей чукотского языка Чукотского Автономного округа «Родное слово»:
«Наша организация издает методические пособия преподавателей с большим опытом работы, они делятся в них своими конспектами, наработанными уроками. И конечно же, мы издаем словари на чукотско-русском языках. Григорий Иванович Ранаврольтын, который занимался изучением чукотского языка, издал в 2022 году словарь. Кроме этого, он издал еще и электронный словарь, пока работал в научно-исследовательском институте в Анадыре. Такие свежие работы мы презентуем, отправляем в наши библиотеки во все села». Артур Агафонов, шеф-редактор проекта «Дети Арктики»:
«Мы помогли коллегам опробовать методику изучения языка – она называется «Мастер и ученик», которая в таком масштабе применялась впервые: создаются языковые пары, эти пары в течение продолжительного времени регулярно совместно занимаются бытовыми вещами. Мастер (носитель языка) в ходе таких встреч общается только на целевом языке, таким образом возникает аудиовизуальная связь между словом и предметом, и ученик достаточно быстро осваивает бытовые темы для поддержания дискуссии. В ходе такой работы специалисты отмечали не только прогресс в изучении языка внутри учебных пар, но и среди обычных жителей поселений, которые ранее не были задействованы в проекте».
Мероприятия кинофестиваля реализуются в рамках Национального проекта "Культура".
Видеоверсию круглого стола «Сохранение языков народов Севера в кинематографе» можно посмотреть по
ссылке.
Ознакомиться с расписанием деловой программы и участниками круглых столов можно по
ссылке.
Видеозаписи трансляций круглых столов доступны в официальной группе кинофестиваля
ВКонтакте.